История монастыря

Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь, известный в Украине и далеко за ее пределами как Китаевская пустынь, находится в одном из самых живописных уголков Киева.

Монастырь расположен в исторической местности на южной окраине Киева и относится к Голосеевскому району столицы, являясь одним из значимых и знаемых духовных центров православия. Благодаря естественной защищенности, местность была освоена людьми еще в 3-2 тысячелетии до нашей эры. В начале XX века археолог-любитель Эртель высказал предположение, что здесь была основана упоминаемое в арабских источниках поселение «Куява», которое предшествовало Киеву. С востока и юга монастырь окружён озерами и холмами. Один из холмов называется Китай-гора. Там находятся пещеры, есть археологический комплекс 9-13 веков — курганный могильник и поселения на берегу ручья. Этот комплекс историки отождествляют с южным форпостом древнего Киева — Пересечином. Соответственно и название «Китаево» происходит скорее всего от слова «Китай», что значит «крепость». Согласно древней грамоте, эти земли были дарованы Киево-Печерскому монастырю князем Киевским и Владимирским Андреем Боголюбским, который тоже имел прозвище «Китай». Архитектура и археологические находки Китаевского пещерного комплекса указывают на то, что в 16-17 веках здесь жили монахи- отшельники. Существует предположение, что здесь был устроен и Скит от Лавры при наместнике Елисее Плетенецком. Подтверждением существования монашеского поселения является грамота Петра I, которая говорит о «вновь построенном монастыре на принадлежащих Лавре землях».

На месте современного Свято-Троицкого собора генерал-губернатором Киева князем Голициным был построен деревянный храм во имя Сергия Радонежского и деревянные келлии при нём. А также на средства Императрицы Елизаветы Петровны были построены трапезная и забор вокруг монастыря с двумя воротами.

Случившийся пожар 1757 года почти уничтожил деревянный монастырь. Тогда начинают делать каменные строения: новая трапезная, церковь Трех святителей, Свято-Троицкая церковь, больница.

Одновременно с возведением монастырских зданий случилось ещё одно важное событие. Из далеких Рязанских земель в Киево-Печерскую Лавру пришел юноша с твёрдым желанием стать монахом (20-е года XVIII ст.). Но игумен монастыря не мог его принять, поскольку по закону имел ограничения для принятия братии, согласно грамоте императрицы Екатерины II. Тогда этот молодой человек достиг Лаврского скита и поселился в пещере на горе рядом с ним. Около 20 лет провел молодой подвижник в затворе. Со временем люди узнали о нём и слава о юном прозорливце распространилась далеко за пределы губернии. Но лишь только после смерти узнали, что это была женщина(девица). Родители назвали ее Дарья, а в монастырях она называла себя беглым крепостным Досифеем. Но после прославления (канонизации) в молитвах к ней обращаются и на иконах подписывают женским именем Досифея.

В средине 19 века в монастыре проживал и был похоронен еще один известный в православном мире святой — Христа ради юродивый преподобный Феофил.

В 19 веке строится церковь 12-ти апостолов с 47-метровой колокольней, хозяйственные здания, перестраиваются братские жилые корпуса. Устраивается процветающее монастырское хозяйство: огороды, рыбная ловля, сады, виноградники, пасека. Был сделан водопровод, построен свечной завод. На день Святой Троицы устраивались ярмарки. В 1882 году здесь проживало 52 насельника, в 1917 -150,1930 — 400 с лишним человек.

В 1903 году был прославлен (канонизирован) известный старец и подвижник преподобный Серафим Саровский. А уже через 2 года здесь построили и освятили в его честь храм. Дело в том, что когда в Китаевских пещерах жил старец Досифей, или как мы говорим Досифея, то будучи 16-летним юношей, Серафим (тогда его звали Прохор) приходил к ней за советом и получил благословение идти в Саровский монастырь. После буржуазной и социалистической революций 1917 года монастырь ждала трагическая судьба. Был убит правящий митрополит Владимир (Богоявленский). Время от времени в монастыре осуществлялись кражи и конфискации. Церковь столкнулась с антирелигиозной политикой. Новые власти действовали всё смелее и циничней. Поэтому, чтобы как-то легализоваться под новые законы, пришлось оформить трудовую общину. Но это не помогло, давление усилилось, обманы и поборы тоже. На территории Лавры была создана обновленческая община, под новую власть. Но из 400 братий поддержало обновленцев в только 6 человек. Живоцерковники-обновленцы захватили храмы и Лаврская братия ушла в Китаеву пустынь. А в 1930 году территорию пустыни передали Всесоюзному Исследовательскому Институту плодово-ягодного хозяйства. В 1933 году монастырь закрыли, монахов разогнали.

В годы Великой Отечественной войны здесь проходила линия обороны, поэтому сильно пострадал Свято-Троицкий собор, что правда не помешало институту устроить в храмах склады, гаражи, цеха, клуб.

После так называемой «перестройки» и распада Советского Союза храмы и келлии и начали возвращать Церкви. Институт постепенно пришел в упадок и Комплекс был возвращен монастырю. На сегодня многое уже восстановлено, том числе монастырское кладбище, где было захоронено сверх 3000 монахов и благодетелей. А много еще предстоит сделать, особенно из того, что развивалось столетиями и было уничтожено безвозвратно — нужно начинать практически с нуля. Это относится и к духовному, культурному, архитектурному и археологическому наследию. Присутствующие здесь монастырский быт, постройки, чины богослужений являются как бы декорациями, фильмом, через которые можно посмотреть жизнь многих поколений.